Мнемотехника или мнемоника — это комплекс простых упражнений, способный расширить границы памяти человека. Его основу составляют ассоциации: цветовые, звуковые, словесные, цифровые или комбинированные. С их помощью можно быстрее запоминать контактные данные, школьную программу и иную объемную и сложную информацию.
Содержание
В переводе с греческого языка термин “мнемоника” означает “искусство запоминать”. Практика ее применения уходит корнями во времена Древнего мира, в период, предшествующий возникновению письменности. Мнемотехника для развития памяти использовалась жрецами, сказителями, служителями церкви, шаманами и представителями иных схожих видов деятельности, в которых требовалось запоминать длинные тексты, в том числе содержащие точные данные.
Первые учения искусству запоминания созданы древними греками. В дальнейшем — дополнены в эпохи Средневековья и Возрождения. В частности, этому способствовали ограниченный тираж первых письменных источников и книг, а также их дороговизна.
Всесторонне развитым человеком, известным способностью держать в голове большое количество информации, в свое время считался философ и монах Джордано Бруно. Под его авторством вышла книга “О тенях идей”, посвященная развитию памяти.
Упражнения для тренировки памяти облегчают процесс запоминания точной информации (номеров телефонов, адресов, памятных дат и прочее), а также неточной (содержание книги, беседы). При этом проводятся они в соответствии с возрастом человека, особенностями его развития, а также объемом и сутью данных, которые важно запомнить.
В зависимости от вида, направления мнемотехники разделяют по группам. В их числе следующие типы упражнений:
Наиболее распространенными и общеизвестными считаются приемы, при помощи которых можно быстро запомнить порядок цветов или определенную последовательность чего-либо.
Узнайте также другие эффективные способы как улучшить память и работу мозга взрослому
Порядок падежей в русском языке запоминается по простой поговорке: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку. Здесь каждое слово начинается с той буквы, которая первой стоит и в наименовании падежа (Иван — И — именительный, родил — Р — родительный, девчонку — Д — дательный и так далее).
Аналогично можно быстро запомнить и последовательность планет Солнечной системы. Прибегая к поговорке “Мы Все Знаем Мама Юли Села Утром На Пилюли” обнаружим, что литера “В” соответствует названию планеты Венера, “М” — Марса, “З” — Земли и так по порядку. Поговорка появилась задолго до 2006 года, когда официально Плутон утратил статус планеты, поэтому в ней еще фигурирует “П” — “пилюли”.
Касательно планет, есть и другие варианты текстовок:
Советский и украинский математик Виктор Шаталов, разработавший собственную систему изучения точных наук, построил ее на методах мнемотехники, объединив взаимосвязанные ключевые слова, рисунки и формулы. Уже первый экспериментальный класс, где система Шаталова была опробована на практике, освоил годовой курс геометрии за 2 месяца.
Цифры и их комбинации — одна из самых трудных для запоминания большинством людей. Упростить эту задачу можно при помощи ассоциативных образов:
Методику образно-цифровых ассоциаций удобно применять при необходимости запомнить дату дня рождения человека, годовщины, сдачи экзамена и иных схожих событий. Для более сложных числовых кодов (для номеров телефона или банковской карточки) можно использовать вид мнемоники, основанный на рифмовании.
Одна из известных методик, для осуществления которой также нужно прибегнуть к ассоциациям. Эта техника мнемоники может успешно применяться студентами или школьниками при изучении какого-либо предмета или подготовке к экзаменам.
“Дворец памяти” помогает запомнить множество нюансов, объединенных одной темой. Соответственно, один “дворец” будет заполнен комнатами и вещами в ней, связанными с конкретной вещью, вопросом или человеком.
Для построения “чертогов разума” выбирается хорошо знакомая постройка (жилье, дача, офис, любимый отель). Затем мысленно она наполняется предметами, ассоциирующимися с волнующим вопросом. Например, речь идет о подготовке к экзамену по истории:
Для быстрого запоминания объектов в “чертогах” следует придумать подходящую историю к ним, сюжетную линию.
Метод мнемотехники, основанный на заполнении некоего ограниченного пространства важными образами-ассоциациями также называют методом Цицерона, лоскутов или римской комнаты.
Упражнения мнемотехники, основанные на методе историй, использованы в английской народной сказке “Бабушкин дедушка”, “Приключениях барона Мюнхгаузена” и другой мировой литературе. Читательский интерес к ним определяет абсурдность сюжета: любые нестыковки с имеющимся опытом и знаниями вызывают желание оспорить их. “Рано утречком, часов примерно в шесть вечера”, “яблоня, усыпанная спелыми грушами”, “плыл на всех парусах через горы” и прочее воздействует на психику, как возбудитель, активизируя процессы запоминания.
Это качество можно использовать и для развития памяти, в частности, для запоминания последовательности бессвязной информации:
Для этого их выводят в одну плоскость, например, обобщают их общей историей. С учетом особенностей психики, текст должен изобиловать абсурдными оборотами, которые легче запомнить в силу противоречий фактов, известных человеку.
Например, даны слова:
Их следует соединить в единую цепочку так, чтобы сохранить последовательность. Для этого придумываем текст с сюжетом и эмоциональной составляющей. Он может выглядеть так: полная луна вышла из-за облаков, осветив водоросли, белые, как сметана. Уставший курьер подумал, какая удача, что на берегу стоит кресло, и можно немного отдохнуть, но приблизившись, обнаружил в нем индюка в шляпе, игравшего на гуслях, и ушел.
Мнемотехника для дошкольников может применяться в младших группах детского сада. Наибольшего результата такие упражнения имеют среди детей старше 3 лет. Польза мнемонических занятий выражается в комплексной корректировке поведения ребенка, устранении застенчивости при общении со сверстниками, а также в развитии его способностей — интеллектуальных, творческих. Практика помогает адаптироваться в различных условиях окружающего мира, быстрее понять, как и что в нем устроено, а также легче подготовиться к выступлениям на утренниках и праздниках. С точки зрения педагогики, польза мнемоники для дошкольников и младших школьников заключается в следующем:
При выполнении мнемонической техники задействованы оба полушария головного мозга, вследствие чего нагрузка на этот орган распределяется равномерно. Это особенно важно для детей, которые только учатся общаться и заявлять о себе. Упражнения мнемоники позволяет воспитанникам детского сада быстрее научиться выстраивать логические цепочки, заводить знакомства, творчески самовыражаться.
Учитывая возрастные особенности детей 3-7 лет, наиболее актуальной техникой мнемоники для них будут занятия с картинками и мнемодорожками, то есть такие, в которых тренировка памяти осуществляется посредством визуализации. При этом важно следовать правилам, направленным на сохранение интереса ребенка к занятиям, а именно:
К процессу занятий подходят только при наличии желания у ребенка. Отсутствие интереса к игре или плохое настроение не принесут желаемых результатов. При снижении заинтересованности в ходе игрового процесса — тренировку завершают.
Простой вариант упражнений для развития памяти у дошкольников заключается в пересказе по картинкам. Для этого подбирается несколько простых изображений с ограниченным количеством одушевленных или неодушевленных предметов, явлений природы, движений. Первый раз трактовку изображений зачитывает взрослый, для чего под картинками есть короткие подсказки. В дальнейшем это постепенно повторяет ребенок.
Например, за основу взяты изображения подготовки к новогодним праздникам. А именно, процесс упаковки подарков и украшения елки игрушками, мишурой. На основе ранее озвученного текста, предлагаем дошкольнику ответить на следующие вопросы:
Если ребенок успешно отвечает на эти или другие простые вопросы, можно усложнить задание. Например, спросить, сколько подарков лежит под елкой, или сколько носков с сюрпризами висят над камином.
Упражнения мнемотехники для детей подбираются с учетом их возраста и проводятся в формате игры. Когда ребенок начинает отвлекаться, занятия прекращают.
Следующий тип упражнений основан на описаниях. Для наглядности используется таблица с картинками, к примеру, фруктами или овощами. Каждый объект помещен в отдельную ячейку (квадрат). При работе с ребенком, следует указать ему на этот квадрат, сфокусировав внимание на изображении в нем. По наводящим вопросам малыш уточняет, что изображено, какого цвета, где растет (если есть визуальные подсказки — в поле, возле воды, в огороде, в лесу и прочее).
Современный мир изобилует гаджетами, с помощью которых можно хранить большие объемы информации. Важно также тренировать собственные ресурсы памяти, чтобы оставаться интеллектуально развитым человеком. Для этого практикуются различные упражнения мнемоники — знаний и занятий, направленных на укрепление и расширение границ памяти. Для их проведения дома не требуется подготовка, за счет чего практиковать мнемотехнику можно на любом уровне подготовки.
Значение Гаятри-мантры в индуизме трудно переоценить. Этот вид обращения к Богу, а именно, к солнечному…
Гимнастика бодифлекс для похудения представляет собой эффективный комплекс дыхательных упражнений с минимальными физическими нагрузками. В…
Пранаяма — это искусство дыхания, способное восстановить энергообмен в организме, избавиться от стрессов и негатива,…
Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда, был сыном царя, но прославился как основатель религии, исключающей…
Потрясения и переживания - постоянные спутники человека, разрушающие энергетику и вгоняющие в уныние, депрессию, душевный…
Отсутствие веры в собственные возможности - опасная психологическая ловушка, в которую человек вгоняет себя сам.…