Как улучшить память ребенку — простые упражнения для любого возраста
В мире BigData (биг дейта) или больших данных навыки работы с объемными потоками информации и памятью — ключевые. Детям школьного возраста в процессе обучения особенно важно обладать высокими уровнями памяти. Способность запоминать объёмную информацию за короткий период времени улучшает качество жизни ребёнка, помогает ему в учебном процессе и позволяет добиться успеха в жизни.
Содержание
Ключевые аспекты памяти
В книге Е. В. Комаровской «Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание» аргументирован факт того, что интеллект человека – это в большей степени врождённое качество. Коэффициент IQ в плане сообразительности и целенаправленного действия на 50% задан генетически. Анатомия мозга имеет индивидуальное строение и обмен веществ. Однако, способности к запоминанию предопределены генетикой всего на 30-40%, поэтому развитие памяти и улучшение успеваемости ребёнка поддаётся позитивной коррекции.
Взаимосвязь детской памяти с мотивацией
Чтобы улучшать память, в первую очередь, нужно определиться с мотивацией. Ребёнок должен чётко понимать, для чего он занимается. Отсутствие мотивации – это проблема современных детей. Уже в начальной школе начинаются сложности – малыши не понимают, зачем они ходят на уроки, и, тем более, для чего нужно что-то учить наизусть в большом объёме.
Мощный фактор развития во всех сферах жизни – это собственный внутренний стимул.
Выделяют три основных вида мотивации:
- внутренняя – идёт от того, что ребёнку нравится процесс (например, увлекательно красиво писать, решать задачи);
- идентифицированная – оценка труда ребёнка имеет значение в будущем (например, высокая успеваемость по английскому языку требуется ребёнку для будущего поступления в ВУЗ);
- внешняя – ребёнок трудится, чтобы удовлетворить интересы других людей (например, он находится в хороших отношениях с учителем, и не хочет его расстраивать или желает удовлетворить запрос родителей на высокую успеваемость).
Качество мотивации зависит от самостоятельности ребёнка. Если ребёнок умеет задавать себе мотивирующие вопросы, он будет заниматься качественно и стараться понять материал. Если мотивация внешняя, то информация быстро забудется.
Что влияет на мотивацию:
- Окружение. Добрые отношения в семье, социальное признание позитивно сказываются на психическом состоянии, снижают стресс.
- Любопытство. Любознательность – полезное качество для развития ребёнка.
- Внутреннее стремление к успеху. Начинаю с 4-5 лет наблюдается различие в подходе детей к трудностям. Некоторые дети уже в маленьком возрасте стараются не выполнять задачи, которые кажутся им трудными. Другая категория детей охотно выполняют любые задачи, потому что заранее уверены в успехе.
- Эмоциональный заряд. Чем выше эмоциональный отклик малыша или подростка на события, тем успешнее он будет в жизни.
Большое количество факторов, задающих мотивацию, оказывают прямое воздействие на когнитивные способности ребёнка. Бывают случаи, когда изначально способный ребёнок с задатками памяти и высоким интеллектом при рождении, начинает стремительно терять эти качества.
Причины ухудшения задатков ребёнка
На ухудшение природных способностей может влиять:
- недостаток любви в семье и давление родителей;
- плохой психологический климат в образовательном учреждении;
- родительские страхи, повышенная тревожность;
- низкая самооценка;
- завышенные требования окружения.
Родителям следует внимательно относиться к тревожным сигналам и, при обнаружении, стараться устранить причины ухудшения способностей ребёнка.
Чрезмерная нагрузка как фактор ухудшения способностей и памяти
Отдельным фактором выделяется чрезмерная нагрузка на ребёнка. Согласно статистическим данным, у 10-летнего ученика остаётся около одного часа свободного времени. Такая ситуация оказывает стрессовое влияние на детский организм и разрушает его ментальное и физическое здоровье. Чрезмерные нагрузки, школьный шум приводят к ухудшению памяти, способности к концентрации и внимательности. Мозг нуждается в разгрузке и перерывах на отдых.
Влияние медиа-источников на мотивацию
Переизбыток информации из медиа-источников играет важную роль в ухудшении памяти. Если ребёнок каждый день имеет доступ к компьютеру, телевизору, возникает угроза развития языкового и моторного дефицита. Формат медиа-информации приводит к деградации мозга – ребёнку не нужно напрягаться. Особенно опасны компьютерные игры, где ребёнок получает виртуальное награждение за прохождение раунда. Такую награду детская психика воспринимает сильнее, чем школьные достижения и со временем мотивация к обучению падает.
Как улучшить память ребёнку в 7-10 лет
Ребёнок в возрасте от 7 до 10 лет – это ученик начальной школы. От качества памяти в этот период во многом зависит успеваемость. Младшие школьники преимущественно запоминают информацию с помощью зазубривания и заучивания, без глубокого осмысления материала. В этот период попытки запомнить информацию с помощью техник приводят к увеличению времени.
Для развития памяти используют простые задания в игровом формате. Дети 7-10 лет умеют:
- искать ассоциации;
- классифицировать информацию;
- составлять мнемические планы.
Со стороны взрослого требуется проявить терпение и поощрять ребёнка за минимальные успехи.
Упражнение с именами
Ребёнку зачитывают имена и предлагают их запомнить.
Список имён:
Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри.
Ученик старается назвать имена, которые запомнил и постараться объяснить, каким образом их запоминал
Упражнение «от слова к рассказу»
Ребёнку называют несколько слов, а он должен постараться их объединить и придумать рассказ.
Примерный список слов:
- дружба,
- весна,
- цветы,
- крокодил,
- вода,
- песни,
- деньги,
- горе,
- болезнь,
- январь.
В течение дня стоит развивать внимательность ребёнка – рассматривать детали, описывать предметы. Чем наблюдательнее и внимательнее человек, тем лучше его память.
Как улучшить память в 11-15 лет
Переход ребёнка младшего школьного возраста в состояние подростка сопровождается изменениями в памяти. Чтобы работать с ребёнком от 11 до 15 лет, нужно знать специфику развития данной возрастной категории.
Особенности подростковой памяти
В подростковый период у памяти есть особенности: она одновременно может удивлять своей силой, и в то же время быть слабой. В этот период развития преобладает абстрактная память и возможности памяти ребёнка практически безграничны. К возрасту 12-13 лет начинают взаимодействовать природная и культурная память и увеличивается объём запоминаемой информации.
Ухудшение памяти связано с эмоциональным состоянием подростка. В этот период тинейджер захвачен внутренними переживаниями, что мешает процессу концентрации.
Упражнение «имена обитателей НЛО»
Нужно максимально быстро запомнить и назвать имена обитателей НЛО:
Вен, Мал, Чук, Неф, Тад, Маг, Пак, Кан, Ден.
Упражнение «счёт с наращиванием академика Шадрикова»
Ребёнку дают число и два заданных числа. К исходному числу нужно прибавить сумму заданных. Например, исходное число – 500, заданные 3 и 2. Необходимое действие: 500+(3+2) =505.
Задачу можно оформить в таблице.
Исходное число | Слагаемые | |||
500 | 3 | 8 | 4 | 6 |
2 | 1 | 5 | 2 |
Вторым примером будет 505+ (8+1) = 514 и т.д.
Упражнение «сложные слова»
Нужно прочитать слова вслух по слогам, запомнить и написать. Если ребёнок знает правила написания, их тоже проговаривают.
Слова для запоминания:
Фейерверк, абстракционизм, обороноспособность, Дирижабль, бюллетень, антропоморфизм, Иллюстрации, интеллигентный, Фотогеничность, интерпретация, Тривиальный, сомнамбула, пульверизатор.
Задания:
- вспомнить порядок слов;
- вспомнить, какие слова написаны с большой, а какие – с маленькой букв;
- сколько всего слов;
- сколько слов начинались с большой, и сколько – с маленькой букв.
Важно соблюдать режим. Занятия должны быть систематическими, но не лишать ребенка времени на игры, прогулки и свободное время.
Витамины для улучшения памяти
Есть группа витаминов и препаратов способных стимулировать центры запоминания в мозгу. Нужны ли они или нет решать только лечащему врачу и родителям. Будьте осторожны с БАДами и пилюлями из аптеки — чаще достаточно создать благоприятные условиях для роста и развития вашего чада. Дополнительно помогут в запоминании несложные мнемотехники для начинающих.
Омега-3
Омега 3 – важный структурный компонент серого вещества мозга. Достаточное количество омеги в рационе определяет умственные способности и ответственно за развитие интеллекта. Существуют доказательные исследования о позитивном влиянии питания рыбой (содержащей омега-3) беременными женщинами на будущее когнитивное развитие ребёнка.
В современном рационе детей практически отсутствуют продукты с омега – 3, поэтому рекомендуется принимать её в виде БАДа.
Холин
Холин – это витаминоподобное вещество. Оно нужно для здоровья нервной системы. Уровень интеллекта зависит от количества холина, полученного внутриутробно и в первые 5 лет жизни. Недостаток холина – причина нервного истощения, раздражительности и высокой утомляемости. В пищевых продуктах холин можно получить из субпродуктов и яичных желтков.
Лецитин
Лецитин – это смесь фосфолипидов. Недостаток вещества приводит к серьёзным задержкам умственного и психического развития. Возникают проблемы с когнитивными функциями – снижается память, мышление и успеваемость. Много лецитина содержится в семечках подсолнечника.
Супрадин Кидс
Витамины «Супрадин Кидс» — это жевательные рыбки. Они разработаны для развития интеллекта. В состав комплексного препарата входит холин, витамин C, витамины группы B и ниацинамид.
Компливит Актив для детей
Компливит Актив для детей – это препарат, который помогает справляться с повышенными умственными нагрузками и укрепляет иммунитет ребёнка. Он содержит 12 витаминов и 10 минералов – всю группу основных веществ, которые часто в дефиците у детей.
Таблетки, улучшающие память
Не существует лекарств, которые однозначно способны улучшить память детей. Процесс памяти зависит от внимания, концентрации, кровообращения в мозгу. Для воздействия на центры запоминания подбирают препараты из групп, воздействующих на определённую составляющую памяти.
Вещества, с помощью которых можно воздействовать на память:
- аминокислоты – это вещества, близкие к нейромедиаторам;
- гопантеновая кислота – улучшает обменные процессы в мозге;
- нейромодуляторы – используют, если на качество памяти повлияли нарушения сна и заболевания нервной системы;
- производные пирролидона – влияют на циркуляцию полезных веществ в мозгу.
Конкретные таблетки подбирает врач. Вещества данных групп имеют противопоказания и ограничения по возрасту, поэтому требуется консультация специалиста!
Память у детей – это сложный процесс, который во многом зависит от мотивации и психического состояния ребёнка. Сложности с запоминанием можно корректировать с помощью упражнений и восполнения витаминно-минеральных дефицитов. Подростковая память имеет неограниченный потенциал и благоприятно откликается на развитие.
Внимание! Статья носит информационный характер! Перед началом лечения требуется консультация специалиста.
Источники:
- Е. Камаровская «Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание»
- Л. Черемошкина «Развитие памяти у детей»
- статья с портала РМЖ — https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Vozmoghnosti_regulyacii_kognitivnoy_funkcii_u_detey_primeneniem_vitaminno-mineralynyh_kompleksov/?ysclid=l3fiudj1zt